Край земли

Пешеходный туризм Лыжный туризм
Водный туризм Велосипедный туризм Горный туризм Конный туризм

Лыжный маршрут вдоль Каменного Пояса

Маршрут: поселок Ушма (Свердловская область) – река Лозьва – река Малая Сосьва – река Большая Сосьва – гора Печорья-Толях-Чахль – хребет Маньпупунер – река Егра-Ляга – река Ыджид-Ляга – река Няйс – река Парья – старая база геологов Турман – гора Ярута – река Щугор – метеостанция.
Маршрут протяженностью в 315 км четвертой категории сложности, проходящий через весь Урал, преодолевается в течение 15 дней. Это весьма увлекательное путешествие познакомит участников группы с природой тайги в зимнее время. Практически весь путь придется совершить по безлюдной местности, поэтому в дорогу нужно запастись необходимым провиантом, которого хватило бы на весь путь. Этот маршрут начинается с лесного участка под названием Ушма. Добраться до этого места можно на попутной машине за 2 часа из поселка Вижай.
От Ушмы продвигаются по руслу реки Лозьева на север до ее притока Ахтала. Если подняться на 2 км выше устья Ахталы, то на правом ее берегу можно обнаружить два дома, где можно переночевать. Дальше путь лежит на север, вверх по левому притоку Ахтылы. Затем нужно миновать водораздел и спуститься к реке Малая Сосьва. Путь очень тяжелый – буреломы, снег рыхлый.
Зимний Урал Урал, Каменный пояс
Здесь с высокого берега Малой Сосьвы с северной стороны в 10 км от этого места видна Ялнингпер – священная гора, которая покрыта до самой вершины лесом. От Малой Сосьвы необходимо двигаться в северо-западном направлении. Когда группа обойдет Ялнингпер, то окажется в разреженном лесу, по которому должны продолжить движение в северо-западном направлении до долины Большая Сосьва. Отсюда нужно двигаться на запад по замершей реке до ее верховья, а затем следовать на север по водораздельному хребту до горы Печорья-Толях-Чахль. Путь по этому хребту прокладывать на лыжах очень легко, так как здесь снег очень плотный.
От горы нужно идти к хребту под названием Маньпупунер. Для этого надо держать путь на север в сторону истока Печеры, далее спуститься вниз по реке до падения справа ручья и выйти на седловину между хребтами. Идти тяжело – лыжи проваливаются в глубокий рыхлый снег. Дальше группа должна идти к северной части хребта, где нужно спуститься вниз в лес. Здесь течет ручей, который впадает в реку Егра-Ляга. Дальше по руслу этой реки идут на север до соединения ее с рекой Ыджид-Лягу.
По реке Ыджид-Лягу нужно подняться верх по течению до поворота реки вправо. Здесь впадает ручей. Отсюда нужно пробираться через тайгу к вершине Нейлентумп. Далее необходимо двигаться на север к горе Хальтумп к водораздельному хребту. От этого места группа продолжает двигаться на север, затем спуститься в долину, где протекает ручей Хап-Маурынья, и, следуя по нему выйти в район впадения его в реку Няйс. Отсюда двигаемся вверх по реке до одного из ее истока. В 3 км от этого места течет река Парья. Спустившись по ней вниз на 4 км – находим старую базу геологов под названием Турман. Здесь можно устроить привал, удобно устроившись в одном из старых домов для геологов.
Дальше путь продолжиться по левому притоку реки Парьи, по которому группа выйдет к перевалу, где у его основания находиться река Щугор. Спускаться с перевала не надо, следуя по водораздельному хребту, доходим до вершины Толья-Атолья-Сяхал. Эту вершину необходимо перейти и спуститься к ее подножию. Группа продолжает движение до горы Яруты, здесь поворачивает на северо-запад к реке Пеленкурьи. По ней лыжники спускаются до Щугора и двигаются на север по ней. При приближении к метеостанции станет заметно сужение долины Щугор. Скалистые горы почти вплотную подходят к реке. Отсюда с работниками метеостанции можно вернуться в ближайший населенный пункт.