Край земли

Пешеходный туризм Лыжный туризм
Водный туризм Велосипедный туризм Горный туризм Конный туризм

Лыжный маршрут по Полярному Уралу

Станция Хальмер-Ю – река Кара – озеро Гнетьты – ручей Водопадный – ручей Озерный – озеро Очеты – ледник Алешкова – озеро Большое Щучье – озеро Малое Щучье – ледник МГУ – озера Усваты – озеро Большое Кузьты – Малое Хадата-Юган-Лор – река Большая Уса – река Большая Паннудыпа - раз. 106-й км.
Маршрут пролегает по сильно разрозненным хребтам Урала. Длина пути составляет 272 км, преодолеть его можно за 15 дней. Маршрут 4 категории сложности.
От Хальмер-Ю пробираются к реке Кара по тракторной дороге, где переправляются на ее правый берег. Дальше нужно двигаться на запад в сторону озера Гнетьты, которое находиться у самого подножия Оченырда. Чтобы выйти от озера к ручью Водопадный необходимо идти вдоль склона Оченырда и берега Гнетьты в северо-восточном направлении. Через 1,5-2 км встретится наезженная тропа, по которой нужно продолжить путь. Выйдя к ущелью, можно полюбоваться ручьем Водопадный, который с двадцатиметровой высоты падает в расщелину и плещется в лучах солнца.
Если подняться на 5 км вверх по ручью, то можно выйти к озеру под названием Мертвые Комары и огромному леднику Боча. Здесь рядом на другом хребте находится ледник Долгушина. Отсюда нужно пройти по кромке берегов озер Восьмерки, Подковы и Очков, затем подняться на моренный вал. Дальше предстоит спуск вниз к водопадам, которые созданы ручьем Озерным. Чуть ниже водопадов на левом берегу ручья можно устроить привал.
Уральские горы Полярный Урал, лыжный маршрут
Дальше маршрут лежит также вдоль склона Оченырда, но уже в юго-восточном направлении. Дальше путь усложняется тем, что местность становиться выше и очень часто приходиться обходить озера и ручьи. Дойдя до поперечного отрока хребта Оченырда нужно совершить подъем в 1000м на гору Нэтэмпе. Этот подъем очень тяжелый, крутой и лавиноопасный.
Чтобы добраться до озера Очеты необходимо спуститься на 3 км вниз по другой стороне горы Нэтэмпе. От озера группа должна подняться по склону и двигаться на северо-восток. Затем пройдя ущелье спуститься к небольшому ручью Трехозерное и продолжить движение по его течению. Этот ручей пересекает 3 озера.
От последнего озера нужно идти на север по правому его берегу. Примерно через 2 км долина расшириться, и повернет на запад, где возле ущелья начнется подъем, по которому нужно забраться наверх. Здесь в глубокой каменной чаше лежит ледник Алешкова. От озера до ледника примерно 7 км.
Дальше группа должна спуститься с ледника и идти на северо-восток, минуя ручей Левый Тиз-Незашор. Отсюда спустится вниз по ручью до его устья, повернуть на юг и идти до ручья Большая Кара. От его истоков нужно пройти по одноименной долине 10 км, тем самым, огибая возвышенность. Далее повернуть на юго-восток и двигаться по левому притоку ручья до тех пор, пока не покажется озеро Большое Щучье.
Затем нужно двигаться вдоль озера примерно 10 км и затем повернуть на юго-запад, пройти по пологому склону хребта, который приведет в долину Приозерного ручья. По берегу ручья идем по течению и выходим к леднику Щучье. Отсюда двигаемся на юго-запад, встречаем ручей, который приведет к озеру Малое Щучье.
Дальше идем по западной стороне берега озера до пологого склона. Совершаем подъем и попадаем на ледник МГУ. От него поднимаемся на платообразную возвышенность, спускаемся к подножию, идем в северо-восточном направлении 5км, поворачиваем на юго-запад, проходим 6км и выходим к озеру Усваты. Здесь из озера вытекает ручей Малая Уса.
Дальше лыжники прокладывают тропу по восточному берегу озера. Через 12 км необходимо повернуть на юг, перейти вброд Малую Усу и пройти еще 4 км вдоль восточного склона возвышенности до ущелья, по которому течет ручей Чаншор. От этого ручья в 500 метрах на западе лежит озеро. От него нужно повернуть на юг, пройти по долине, пересечь Ручей Большой Бадья-Шор и через 12 км достигнуть озера Большое Кузьты.
Отсюда лыжники двигаются на восток до протоки озер Малое и Большое Хадата-Юган-Лор. Дальше путь лежит по южному берегу Большого Хадата-Юган-Лор на восток до ручья Гидрологов, по которому двигаемся вверх в южном направлении до ледника ИГАН. С вершины ледника надо спуститься к Большой Усе, что находиться на восток. От реки двигаемся на юг к реке Пайпудыны. Отсюда останется до дороги не больше 20 км, где находится 106 км разъезда.