Край земли

Пешеходный туризм Лыжный туризм
Водный туризм Велосипедный туризм Горный туризм Конный туризм

Путешествие из Чуйской долины

Мы стартовали от домика в ущелье Шамси, что в 40 км к югу от города Токмак. Хозяин Сейтек, его владелец, уже много лет работает проводником на маршруте Шамси – озеро Сонг-Кёль. На нашем пути в горы, в 12 км от Токмака, расположен древний памятник - Башня Бурана. По территории древнего города мы прошлись с огромным удовольствием, затем посетили музей и даже забрались на башню.

Наш путь лежал в ущелье Тура-Кайынг. Там группу ждал повар, который и накормил нас потрясающим обедом. Наш гид и проводник показали нам лошадок. Мы поели и познакомились друг с другом. Распределили лошадей. Около двух часов занял переход в ущелье Шамси. Мы дошли до выше упомянутого домика нашего проводника Сейтека. Кто уже бывал в конных походах, знает, что для начала такого перехода вполне достаточно.

Во время этого перехода мы совершили заезд в потрясающее по красоте ущелье Тура-Кайынг. Переход дал нам информацию о возможностях участников похода, их физической форме. Кто ходил в горы, знает, что должна пройти адаптация к высоте. Замечу, что высота в Тура-Кайынге примерно 2100 метров над уровнем моря. Участники этого увлекательного тура в основном идут именно на таких высотах.

Озеро Сонг-Кёль Кыргызстан, Сонг-Кёль

Наша группа прошла по ущелью Шамси и высокогорным пастбищам. Конечно, группу сопровождала машина. Это был УАЗ-469. Машина обошла нас, поэтому в конце нашего первого перехода нас ждал прекрасный ужин. Ночевка состоялась в доме у Сейтека. Утром, после завтрака, наша группа разделилась. Часть людей села в машину. Они поехали в обход Киргизского хребта. Их путь лежал через живописный Токмак, Кемин, по ущелью Боом. Через село Шамси они ехали на Кочкорку и пастбища Сарала-Саз. До прихода конной группы они должны были поставить лагерь, приготовить ужин.

Конная группа во главе с проводником Сейтеком и гидом Татьяной, шла вверх до слияния рек Восточный Туюк и Шамси. Дальше путь наш лежал по ущелью Шамси. Мы успешно добрались до одноименного перевала. С высоты 3570 м тропа начала виться вдоль горной реки с кристальной водой, ельника, потом через цветочные поляны. Мы вспугивали множество горластых птиц, однажды встретили косулю, видели горного козла выше лесной зоны. Дальше лежал снег. Попадались горные индейки, сновали галки, высоко в небе парили орлы.

Мы наслаждались природой, много фотографировали. На перевале перекусили сухим пайком. С перевала спускались по осыпям и высокогорным лугам. На этой стороне хребта леса уже нет. Деревья растут только по берегам небольших рек, иногда встречаются заросли арчевника на склонах гор. Наш лагерь находился на Сарала-Сазе. Неподалеку располагались чабанские юрты. Вокруг – ни кустика.

Здесь, куда ни кинешь взор, только луга, холмы и чабанские юрты. Такого моря эдельвейсов я нигде не видел. На лугах пасутся табуны лошадей, отары овец. Вдали, в прозрачной дымке читались вершины, за которыми простиралась гладь озера Иссык-Куль. Мы достигли цели нашего путешествия – озера Сонг-Кёль. Киргизский хребет лежал на севере от нас. Так началась наша походная жизнь. Мы меняли места лагеря, шли по трудным перевалам, вдоль бушующих после дождей рек. Чистую воду брали из родников.
Сонг-Кёль – огромное высокогорное озеро на 3000 метров. Ловили рыбу, пелядь и сиг. Лов запрещен, но мы были гостями. На озере много птицы. Берега усыпаны цветущими эдельвейсами и другими цветами. На каждом шагу - юрты чабанов, стада, были даже верблюды. Обходили озеро по западному берегу до юрточного кемпинга. Обратный путь лежал в Кочкорку, через перевал Калмак-Ашуу. Прощались со слезами на глазах. Десять дней прошли как один.